Суккот
- это великий праздник установленный Богом. Он празднуется 7 дней и завершается
на восьмой День, который выделяется как отдельный праздник – Шмини – Ацерет
(Симхат Тора – Радость Торы). В переводе с иврита, Суккот означает – «праздник
шалашей». В Книге Левит 23:33-44 говорится:
«
И сказал Бог
Моше (Моисею), говоря: скажи сынам Израилевым: с пятнадцатого дня того же
седьмого месяца праздник Суккот, семь дней Богу; в первый день священное
собрание, никакой работы не делайте; в течение семи дней приносите жертву Богу;
в восьмой день священное собрание да будет у вас, и приносите жертву Богу: это
отдание праздника, никакой работы не работайте. Вот праздники Бога, в которые
должно созывать священные собрания, чтобы приносить в жертву Богу всесожжение,
хлебное приношение, заколаемые жертвы и возлияния, каждое в свой день, кроме суббот Бога и кроме даров ваших, и
кроме всех обетов ваших и кроме всего приносимого по усердию вашему, что вы
даете Богу. И в пятнадцатый день седьмого месяца, когда вы собираете
произведения земли, празднуйте праздник Богу семь дней: в первый день покой и в
восьмой день покой; в первый день возьмите себе плод дерева великолепного,
ветви пальмовые и отростки дерева густолиственного, и верб речных, и веселитесь
пред Богом Всесильным вашим семь дней; и празднуйте этот праздник Богу семь
дней в году: это постановление вечное в роды ваши; в седьмой месяц празднуйте
его; в шалашах живите семь дней; каждый житель страны в Израиле должен жить в
шалашах, чтобы знали роды ваши, что в шалашах поселил Я сынов Израилевых, когда
вывел их из земли Египетской. Я Бог, Всесильный ваш. И объявил Моше (Моисей)
сынам Израилевым о праздниках Бога сынам Израиля».
В этот
праздник, мы вспоминаем о Божественном покровительстве и защите, в то время,
когда народ Израиля странствовал по пустыни и жил в шалашах. Бог постоянно
заботился о Своем народе, хранил, оберегал, защищал его. Во время странствий в
пустыне, народ Божий постоянно преследовало множество опасностей: нехватка воды
и пищи, ядовитые змеи, скорпионы и конечно изнуряющая жара. Бог постоянно
помогал и спасал Свой народ, ведь без Его поддержки выжить в пустыне на
протяжении 40 лет было бы просто невозможно.
Второзаконие 8:15-16: «Провел тебя по пустыне великой и страшной,
где змеи ядовитые и скорпионы, где жажда и нет воды; извлек для тебя воду из
скалы кремнистой, кормил тебя в пустыне маном, которого не знали отцы твои,
чтобы смирить тебя и испытать тебя, чтобы впоследствии сделать тебе добро».
Праздник Суккот называется еще – Хаг гаасиф
(Праздник сбора урожая).
Исход
23:16: «И соблюдай праздник жатвы первых плодов труда твоего, сбора того, что
посеял ты в поле и праздник сбора урожая в конце года, когда уберешь с поля
выращенное трудами твоими».
В этот праздник мы благодарим Бога за Его
поддержку и заботу о нас, за тот урожай, который собираем со своих садов и
огородов. Праздник Суккот является очень веселым и радостным, ведь только
недавно, в Йом Кипур (День очищения) мы получили прощение всех грехов, а теперь
благодарим Бога за урожай и те плоды, что собрали вспоминая как Он хранил Свой
народ в пустыне и заботился о нем.
Конечно, мы не просто вспоминаем, а имеем надежду и твердую уверенность, что
Бог не оставит нас потому что Он, наш Отец и будет заботиться, хранить,
оберегать, поддерживать, как и тогда в пустыне. С Богом нам не страшны невзгоды
и неприятности, которые случаются в нашей жизни, ведь в Нем мы имеем надежную
поддержку и опору.
В праздник Суккот Тора предписывает, чтобы
«каждый житель страны в Израиле» как написано в Книге Левит 23:42 жил в шалаше
все семь дней праздника. Этот обычай до сих пор соблюдается. В Израиле, каждый
верующий сооружает шалаш и некоторые живут в нем, а другие просто обедают и
находятся определенное время, чтобы исполнить это предписание.
Тора предписывает в первый День праздника Суккот
взять 4 вида растений: плод дерева великолепного (этрог, плод похожий на
большой лимон), ветви финиковой пальмы, отростки дерева густолиственного (мирт)
и вербу. Это имеет символическое значение, каждое из растений, означает
определенную группу людей. Этрог – это плод, имеющий приятный вкус и запах. Он
означает праведников, то есть тех, кто читает и изучает Тору и живет по ней,
делая добро и исполняя заповеди. Финики
сладкие, но лишенные аромата – это те, кто читает и изучает Тору, но не исполняет
заповеди. Мирт имеет аромат, но не съедобен – это означает тех, кто не читает и
не изучает Тору, но ведет достойную жизнь. Верба, не имеющая ни вкуса, ни
запаха символизирует людей далеких от Торы и от добрых дел.
Во время празднованика Суккот, совершалась
церемония, которая называлась «Нисух Га–маим» или «возлияние воды». «Во время
ежедневного утреннего служения во время праздника Суккот происходит возлияние
воды на жертвенник, помимо обычного возлияния вина. Ее черпали из источника
Силоам вечером первого дня и несли процессией в Храм с великой радостью»
(Талмуд, Шаббат, 21 а).
Эта традиция появилась потому, что Израиль
был аграрной страной с жарким, сухим климатом. Поэтому израильтяне всегда
зависели от дождя — Божьего благословения. Во время этой церемонии
израильтяне просили Бога обеспечить новый год хорошим урожаем и дождями.
Священник (когэн) должен был, зачерпнув из Силоамского источника, принести воду
к алтарю, во двор Храма. Когда священник проходил по улицам Иерусалима, толпа
сопровождала его радостными песнями и танцами, трубили в шофары (шофар - полый
бараний рог). Во дворе Храма, вокруг алтаря, стояли ведра, в которые священник
наливал принесенную воду при шумных восклицаниях народа: «О, Господъ, спаси
нас!» (Псалтирь 111:25) С тех пор этот день Суккота стали называть «Гошана
Рабба», что на иврите значит «Великая Осанна», то есть спаси нас.
В Талмуде, в Мишне, написано, что, тот, кто
не видел этого ритуала, сопровождавшегося танцами, пением и музыкой (Трактат
Суккот 5:4), тот никогда не видел истинной радости. Считалось также, что
участникам этого ритуала даруется вдохновение Святым Духом (действующей силой
Бога), и обрести его могли лишь те, чьи сердца переполнялись радостью
(Иерусалимский Талмуд, Суккот 5:1). Вода в Библии — символ Святого Духа.
Иисус в этот день провозгласил к страждущим душам:
«В последний день великого праздника стоял
Иисус и возгласил, говоря: Кто жаждет, иди ко Мне и пей; Кто верует в Меня, у
того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о
Духе, Которого имели принять верующие в Него; ибо на них не было еще Духа
Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» (Иоанна 7:37–39).
Иисус сказал «…как сказано в Писании…», имея
в виду многие места из Библии о воде, как о прообразе Святого Духа (Исаия 44:3
и 12:3; Иоиль 2:23; Захария 13:1 и 14:8).
Слово
«Руах» помимо значения «Дух», также означает и «дыхание». Бог Духом Своим приносит
нам дыхание жизни, как Он дал ее первому человеку — Адаму (Бытие 2:7).
Библия учит, что мы подобны «сухой пустыне», которая не может произвести
никакого плода без животворной влаги, также как и человек не может быть успешен
в своих делах без Бога. С помощью Святого Духа мы можем быть наполнены из
целительного источника, дающего вечную жизнь и Божьи благословения.
Праздник
Шмини – Ацерет, является завершающим Днем праздника Суккот, но
выделяется как отдельный праздник. В Пятикнижии говорится:
«В день восьмой священное собрание да будет у
вас» (Левит 23:36).
В переводе с иврита Шмини – Ацерет означает – завершающий,
восьмой День. По традиции, этот праздник получил еще название – Симхат Тора –
радость Торы (Пятикнижие). В этот День мы радуемся, что у нас есть Тора - Божественное Откровение, Книга Закона
Божьего, наше правило и руководство в жизни, учение, которое передал нам Бог
через великого пророка Моше (Моисея). Слова Торы – это слова Божьи дающие жизнь
и в праздник Шмини – Ацерет мы
благодарим Бога за Его Тору.
Второзаконие
32:47: «Ибо это не пустое слово для вас, но это жизнь ваша и благодаря этому
продляться дни ваши на земле…».
|