В Танахе (Ветхом Завете) говорится о бессмертии души и еще более ясно, об этом сказано в Брит Хадаша (Новом Завете).
Бессмертная душа (на иврите нешама – высший уровень души, та самая частица Бога в человеке, «дыхание жизни»). После смерти тела жизнь продолжается.
«Нишмат хайим» - «дыхание жизни» имеет форму двойственного числа и переводится как «дыхание двух жизней», что указывает на вечную жизнь, ей предстоит не только земная жизнь, но и будущая, вечная.
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни (нишмат хайим), и стал человек душею живою». (Бытие 2:7).
«Нешама», «дыхание» обладает высшим самосознанием, наделена вечным существованием. «Нешама», есть то Божественное начало, которое и стало основой, сущностью человека. В этой Божественной частице, которая образует сущность нашей личности, заключен разум, сама возможность мыслить.
«Но дух в человеке и дыхание (нешама) Вседержителя дает ему разумение». (Иов 32:8).
«Светильник Господень – дух (в оригинале «нешама») человека, испытывающий все глубины сердца». (Притчи 20:27).
Говоря о «нешама», как о душе испытывающей все глубины сердца, указывается на самопознание, которое следит за всеми движениями души и тела как бы со стороны и выносит приговор, осуждая или оправдывая нас. Итак «нешама» - это высшая душа, которой предстоит не только земная, но и вечная жизнь, «руах» - это «дух», жизненная духовная энергия, передаваемая от «нешама» к «нефеш» (низшая «животная душа» в человеке, она не переходит после смерти в вечную жизнь).
В Торе (Пятикнижии) говорится, что после смерти, праведный, «приложился к народу своему», т. е. к народу Бога, другим праведникам. (Бытие 25:8, Бытие 35:29, Второзаконие 32:50, Числа 20:24). Некоторые толкователи говорят, что «приложился к народу своему» означает погребение в гробнице праотцев, но это выражение применяется и к Аарону, который умер далеко от Святой земли и к Моисею, о котором сказано, что никто не знает места погребения его. Итак, они не были похоронены в гробнице предков и все же «приложились к народу своему», что означает, перешли в вечную жизнь и пребывают вместе с другими праведниками.
«Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит». (1 Царств 2:6).
Еще пример из Книги Маккавейской и хотя она не вошла в канон, но все же не менее авторитетна, потому что показывает веру и историю народа Израиля. Второй сын Ханы говорит Антиоху (Книга 2 Маккавеев 7:9): "Ты, грешник, удаляешь нас из жизни этого мира, а Царь Вселенной вернет нас после смерти, ради Торы Своей, к жизни вечной", а последний ее сын говорит: "...ибо братья наши, испытавшие краткие страдания, обрели жизнь вечную в завете Божьем".
Бог называет Себя: «Я Бог Авраама, Исаака и Иакова» (Исход 3:6), «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы». (Луки 20:38). Как видно из этих слов, Иисус верил в бессмертие души.
«И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме». (Луки 9:30-31). Как мог бы Моисей говорить с Иисусом, если после смерти человек прекращает свое существование?
«Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше». (Филиппийцам 1:21-23). Для Павла, смерть – приобретение, он желает «разрешиться и быть со Христом», явно видно, что он верил в бессмертие души.
«Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный». (2 Коринфянам 5:1). Здесь Павел говорит, что после смерти тела, мы имеем от Бога жилище на небесах: «…то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа». (2 Коринфянам 5:8). Павел пишет, желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа, это явное свидетельство о бессмертии души. Выйти из тела и быть с Господом желает Павел, а не гнить в могиле в бессознательном состоянии.
«И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число». (Откровение 6:9-11).
«Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства». (Евреям12:22-23).
«Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба». (2 Коринфянам 12:2). Ясно говорится, что человек может существовать вне тела.
Бессмертная личность - это "руах" - дух, душа - "нешама". Из тех мест Писания, которые мы рассмотрели видно, что человек как личность живет после смерти тела, так как тело, это лишь временная физическая оболочка. Еще один явный пример, это повествование о богаче и Лазаре. Именно повествование, а не притча, там не говорится, что это притча, да и в притчах не указывают имя человека. Да и потом, зачем Иисусу говорить о том, что после смерти богач и Лазарь находятся в сознательном состоянии и получили каждый свое воздаяние, если бы это было неправдой.
Богач оказался в аду, поскольку ни разу даже не накормил нищего (Лук. 16, 20–21, ср. с Матф. 25, 42 — «Алкал Я, и вы не дали мне есть»).
Нищий же не нарушил заповеди «не укради», не стал разбойником, которых в ту пору было множество…
…Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить… что он делал, живя в теле, доброе или худое. (II Кор. 5, 10)
Выражение «делал, живя в теле» — показывает, что в момент Суда в теле он уже не живёт. Тем не менее, «он» — существо, обладающее разумом, осознающее свою ответственность и получающее воздаяние. Т. е. — бессмертная душа.
Вот еще один пример - 1 Петра 3:18-20:
"потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды". Здесь конкретно говорится, что Машиах Иисус сходил в ад проповедовать Благую весть и спасение, для тех людей, которые погибли во дни Ноя.
Отвергающие бессмертие души, полагают, что воскреснет наше нынешние материальное тело. Но Писание говорит: "плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления". (1Кор 15:50). Тела будут совершенно другими, как говорил Иисус, что мы будем подобны ангелам. И сам Иисус воскрес именно в таком, новом теле. Он мог материализовываться и дематериализовываться (исчезать).
По определению Рамбама (Гилхот тшува VIII, 2), "в будущем мире нет тел, но лишь души праведников, без тела, подобные ангелам. А так как нет в нем тел, нет в нем еды и питья, и всего, что потребно человеческому телу в этом мире. В мире будущем живут праведники, и венцы на головах их, и наслаждаются сиянием, излучаемым Божьей Благодатью. Говоря "живут праведники", подразумевают присутствие их душ...". Выражение Рамбама "без тела" следует понимать, что в вечности не будет материальных тел как сейчас, а будут подобны ангельским.
Есть понятие - духовное тело, оно есть и у ангелов и у воскресших, но к материи это не имеет никакого отношения, хотя возможно какая-то связь с прежним телом есть. Но не больше, чем у семени, с взрослым деревом. Абсолютный Дух, не имеющий никакого тела - это только Бог.
|